Каталог статей


Главная » Статьи » Духовикам

Докшицер Т.А. Из записной книжки трубача: Заметки об исполнительском мастерстве музыканта.

Задерживается ли дыхание перед атакой?

Да, но эту задержку надо рассматривать как концентрацию дыхания и губных

мышц для атаки - не более. Не надо считать этот момент задержкой и тем более

фиксировать на нем внимание учащегося, дабы не вызвать действительную

задержку - заикание.

Момент подготовки к атаке образуется сам собой. Время для концентрации атаки

- 1-2 секунды. Более длительное время свидетельствует об излишнем напряжении и

может рассматриваться как симптом заикания.

Преподавателю, заметившему напряжение перед атакой, надо снимать его

волевым дирижерским показом начала звука и постараться не фиксировать

внимание ученика на этом моменте, даже не замечать его до поры до времени.

Но уж если задержка возникла, то следует без испуга, методично выводить из

этого состояния ученика - в том числе применять перед атакой короткий вдох носом

или начинать звук без атаки языка слогом “пфу” или “пу”.

*

Мы создаем звучание той же энергией, что и вокалисты. Так почему же звучание

на трубе не всегда бывает певучим, даже когда этого требует сама музыка?

Петь на трубе - значит дышать, выдыхать на протяжении всей длительности

написанной ноты.

Пение создается путем связывания отдельных звуков в общую цепь звучания со

всеми знаками препинания: запятыми, точками, “люфтами”. Вдох не мешает

напевности, а напротив, подчеркивает фразировку.

*

Певучесть, протяженность звука - это та стадия, которая идет вслед за атакой.

Но для достижения большей певучести атака не должна быть акцентированной,

если в нотах это специально не обозначено. Ибо акцент гасит протяженность,

убивает напевность.

Но, естественно, и в кантиленной музыке не исключены выразительные

акценты.

*

При любой динамике исполнитель должен сохранять качество и свойства

собственного звука. На фортиссимо - не потерять благородства, объемности звука и

не соскользнуть на крикливое, форсированное звучание. На пианиссимо -

добиваться чистоты, устойчивости, выразительности, без шипа и прочих призвуков.

*

Когда дыхание не подается равномерным! и устойчивым потоком воздуха,

звучание может быть дрожащим - подобно лампочке, мигающей от слабого тока в

электросети.

Можно проверить только на мундштуке, как идет поток воздуха при выдохе: нет

ли препятствий в гортани и “зацепов” голосовых связок, которые при игре не должны

произносить никаких звуков.

*

Дыхание играющего на трубе подобно смычку скрипача: когда дрожит наш

“смычок”, дрожит и звук.

Чтобы звук не дрожал, надо уже во время вдоха снимать напряжение и,

переходя к более активному выдоху, извлекать звуки не на Р а на F, преодолевая

тем самым скованность и неустойчивость. А в зоне диминуэндо непроизвольные

колебания и неустойчивость звука моментально снимает легкое поддувание щек.

Это навык важный и нужный каждому исполнителю.

*

Трубач должен иметь свое отношение к собственному звуку: либо любоваться

им, либо ненавидеть и стремиться к его совершенствованию.

*

Кто не умеет исполнять филированные звуки продолжительностью в 16-20

четвертей в среднем и высоком регистрах и в 8-12 четвертей в нижнем, кто не

играет вокализы (интервалы легато) по всему диапазону в три октавы наполненным,

стабильным звуком с богатой тембральной окраской - тот не может считать себя

обладателем хорошего звука, а следовательно, и профессионального мастерства.

*

Звук считают даром природы инструменталиста. В какой-то мере это так. У

одного сразу можно заметить богатые краски в звучании, у другого их нет. Но это не

значит, что краски не могут появиться.

Звук поддается развитию! Надо знать, что восприятие исполнителем

качественной стороны звука намного сложнее, чем определение качественной

стороны технических приемов. Двигательные навыки - подвижность, легкость,

ловкость языка, губ, пальцев - более наглядны, чем объемность, окраска,

динамичность, выразительность звука.

Первооснова техники - в мышечных ощущениях, первооснова звука - в

духовной природе человека, в эстетических представлениях, заложенных в нем.

*

Совершенствованием своего звука трубач должен заниматься постоянно. Ведь

отдельные свойства звука - такие как объемность, стабильность и другие - при

нарушении систематичности занятий исчезают так же, как и технические навыки.

Ежедневно, при всякой игре надо направлять свое внимание на звучание,

отрабатывать культуру звука на деталях музыкальных фраз и даже отдельных

нотах, постоянно и требовательно добиваться окраски, полетности, объемности,

стройности звучания.

*

Есть исполнители, у которых от природы звучание совершенно плоское,

невыразительное, неживое.

Для оживления такого звука можно прибегнуть к вибрационным колебаниям

кистью правой руки, как это делают скрипачи. Имитация вибрато кистью,

передаваемая через мундштук на губы, способствует оживлению звука, придает

звуку окраску.

*

У трубачей бывает и такое звучание, которое будто создается одними

пальцами, а не дыханием и формированием губ.

Это к вопросу о несогласованности действий составных частей

исполнительского аппарата - губ, языка, дыхания и пальцев. Серое,

невыразительное звучание -следствие этой несогласованности.

*

Для формирования собственного звука трубачу неплохо бы представить себе

образ поющего человека: звучание его голоса, направление выдоха, даже мимику...

*

Звук надо чувствовать, осязать, представлять его как нечто материальное,

живое, летящее, распространяющееся, проникающее - а не гаснущее, никуда не

устремленное.

*

Красота звука еще не определяет содержательности исполнения. Но не может

быть артистичного исполнения музыки без красивого звука.

*

Дыхание трубача и степень напряжения губных мышц подобны клавиатуре

рояля. Для каждого звука имеется своя позиция, своя мышечная интенсивность. Мы

часто считаем причиной срывов, непопаданий _______на звуки губы - и забываем о роли

дыхания.

Степень напряжения губ и дыхания требуют сбалансированного противостояния.

Звук одними губами не возьмешь, но и одним дыханием его не достигнешь.

*

Неточное звуковысотное интонирование отражается на качестве звука.

Повышение или понижение строя губами искажает тембр, объемность звука.

В этом легко убедиться, если искусственно, при ‘помощи губ, повысить или

понизить отдельные звуки.

Строй инструмента надо корректировать в процессе игры в основном кронами,

чтобы избежать потери качества звука.

*

Каждый трубач имеет собственную окраску звука, как каждый человек имеет свой

голос. Характерность звука -один из показателей индивидуальности исполнителя.

Играть под кого-то, подражать кому-то – значит играть не своим звуком.

Только в рамках своего звука, данного природой, каждый исполнитель может

наилучшим образом выразить звучащую в нем музыку.

*

Дыхание исполнителя в процессе игры - вопрос сугубо индивидуальный. Как бы

тщательно ни были расставлены в нотах знаки дыхания, они не могут предусмотреть

всего многообразия натур, физической природы, творческих намерений

исполнителей.

Поэтому дыхание, как область индивидуальной сферы каждого музыканта,

может иметь некую свободу расчета энергии, но обязательно должно быть связано

с логикой музыкальной фразы.

*

Дыхание - естественный процесс, оно не должно утомлять исполнителя. Если

это все-таки происходит- значит, нарушаются естественные законы процесса

дыхания. Чаще всего причину надо искать в искусственной “постановке дыхания”,

ставшей особенно модной в последнее время -когда рекомендуют набирать воздух

“только вниз”, или”только вверх”, “максимально глубоко”, да еще с выпячиванием

живота, упражняться с поясом или карандашом, упертым в стенку живота и т.д.

Причем часто такой постановкой дыхания занимаются без игры на инструменте.

С дыханием не бывает проблем, если занимаются его постепенным развитием

на инструменте, исполнением _______вокализов или длинных звуков, чередуя во время

занятий полный вдох с половинным и малым. При этом внешне не должно быть

видно нарочитого выпячивания живота.

Порочна, с моей точки зрения, практика “постановки дыхания”, а не его развития,

тем более без игры на инструменте. Развитие дыхания без игры на инструменте

столь же “полезно”, как обед по телевизору.

*

Если звук у трубача природный, надо ли над ним работать?

Звук инструменталиста, как и голос вокалиста -явление довольно сложное.

Выявить звуковую природу можно через дыхание, интонирование, филирование,

стабильность, объемность, окраску и т.д. - то есть через комплекс навыков, которые

приходят с практикой.

Следовательно, звук не дается природой, а создается на основе природных

данных. Поэтому работа над звуком, безусловно, должна являться частью

систематического труда музыканта.

Подобно техническим и другим исполнительским навыкам, звук не дается

человеку навечно. Даже сформированный звук требует к себе постоянного внимания

исполнителя. Бывает, что индивидуальный тембр звука трубача - как и голос

вокалиста - не слишком “красив” (например, резковат, тускловат и т.п.). Но

характеристичность тембра никак нельзя считать недостатком, и тем более она не

может быть препятствием для художественного воплощения музыки.

Недостатком является отсутствие выразительности, динамической яркости,

глубины трактовки воплощения.

Еще раз о поддувании щек

Не следует думать, что поддувание щек означает наполнение воздухом всей

внутренней полости щеки. Речь идет только о верхней ее части - то есть это не

“надутые щеки”, а лишь слегка наполненная верхняя часть полости рта.

Поддувание - вспомогательное средство, формирующее объемность и

стабильность звука. Оно помогает снимать мелкие непроизвольные колебания звука

и может применяться только на одном тянущемся, длинном звуке - но никак не на

фразе, состоящей из разных звуков. С поддутыми щеками двигаться по регистру

невозможно.

*

Вдох _______и выдох - элементы единого цикла. Вдох придает энергию выдоху.

Задержанный вдох ослабляет активность выдыхаемого потока и, следовательно,

начало звука. Задержанный вдох, как ауфтакт к выдоху, подобен взмаху дирижерской

палочки, повисшей в воздухе. Он вызывает волевое напряжение трубача и чреват

профессиональным заболеванием, которое мы называем задержкой атаки.

Лучше всего снимает задержку атаки вдох носом или атака без языка,

произношение слога “пу” или “пфу” (или даже одной буквы “п”). Еще во французской

школе до-арбановских времен рекомендовали страдающим задержкой атаки

произносить перед началом занятий слог “пу” - без участия языка, одними губами.

Этим способом можно добиться четкого произношения звука, минуя мышечное

напряжение языка, которое возникает при произношении слога “та”, “ту”.

Конечно, имеется в виду прием, применяемый в практике домашних занятий, как

упражнение, предшествующее появлению обычной атаки языком. Но в отдельных

тяжелых случаях не исключена возможность использования приема “пу” и в рабочей

практике.

*

О дыхании мы рассуждаем и размышляем, имея в виду чаще всего стадию

вдоха, но редко задумываемся о выдохе, связанном с компрессией (сжатием,

сжиманием), которую выполняют мышцы грудной клетки и брюшного пресса. В

компрессии - степени сжимания и равномерной подачи воздуха - заключена

стабильность и, в большой степени, выразительность звучания. Когда степень

сжатия высокая, компрессия выше и играть труднее - быстрее наступает утомление.

Такое повышение энергетической нагрузки исполнитель особенно остро чувствует

при игре на трубе пикколо и извлечении на трубе “В” звуков верхнего регистра.

Иногда при этом ощущается даже легкое головокружение.

*

И еще раз - о соотношении интенсивности выдоха и степени напряжения губных

мышц. От пропорционального соотношения этих двух источников мышечной энергии

зависит качество звука и четкость атаки.

Если губы расслаблены, а выдох слишком сильный -результатом будет силовое

звучание. .

Если, наоборот, губы слишком напряжены, а выдох недостаточно интенсивен - в

лучшем случае будет некачественное звучание, а в худшем произойдет непопадание

на звук, то есть “кикс”.

Категория: Духовикам | Добавил: Админ (05.10.2009)
Просмотров: 3455 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2024