Каталог статей


Главная » Статьи » Духовикам

Докшицер Т.А. Из записной книжки трубача: Заметки об исполнительском мастерстве музыканта.

2. О дыхании и звуке

По звуку можно определить возраст музыканта. Стабильный, выразительный,

динамичный звук - признак профессиональной молодости исполнителя. Если звук

неустойчив, качается, “разъедаемый” редким или частым вибрато - это

свидетельство старения музыканта.

При этом реальный возраст музыканта и его профессиональный возраст,

определяемый по характеристике звука, не всегда совпадают. Молодой звук может

быть у зрелого и пожилого музыканта, стареющий - у молодого человека.

Работа над звуком и постоянная забота о нем могут обеспечить исполнителю

вечную профессиональную молодость.

*

Дыхание - источник звучания. Энергия выдоха подобна движению смычка у

скрипача.

*

Когда в процессе игры, при выдохе, задеваются голосовые связки, это

немедленно отражается на звуке и его качестве. В звучании, как в радиоприемнике,

возникают помехи, хрипы и горловые качания.

*

Звук имеет тенденцию к усилению разрушительных колебаний, превосходящих

выразительное вибрато. В ежедневной работе над звуком следует этому

противопоставлять усилия исполнителя, направленные на выравнивание звука,

снятие “блеющих” и “воющих” колебаний. Этому способствует легкое поддувание щек

при исполнении звуков большой длительности (целых и половинных).

*

Неопытные музыканты стараются играть на одном дыхании как можно дольше,

чтобы достичь большей мелодической связности, и порой даже пропускают

очередной вдох.

Это глубоко ошибочный подход. Он не способствует решению задач фразировки,

а кроме того, сбивает дыхание и скорее утомляет исполнителя.

Надо твердо знать, что вдох есть пауза, не написанная в нотах. Вдох

производится за счет сокращения длительности ноты, которая ему предшествует.

Этих цезур не надо бояться: они делают музыкальную речь более естественной,

расставляя в ней “знаки препинания”.

*

Любая мелодия, как и разговорная речь, состоит из отдельных “слов”, фраз,

предложений и имеет соответственно свою пунктуацию, смысл которой выявляется,

в частности, дыханием исполнителя.

Важно логично определить, где место для вдоха и как сделать вдох, не создавая

для себя несуществующих проблем с дыханием и излишнего напряжения.

*

Исполнительское дыхание - не поле для рекордов! Объем вдоха зависит от

строения музыкальной фразы. Он не всегда должен быть максимально глубоким.

Именно в чередовании разных по объему вдохов заключены работоспособность

трубача и его профессиональное долголетие.

Ведение звука - это действие, непосредственно связанное с дыханием. Атака и

дыхание открывают звук, а дыхание обеспечивает, кроме того, его жизнь во времени.

Как выдыхает исполнитель, так и звучит его инструмент.

*

Наполнение звука - важный фактор его качества. Не раз замечал на уроках, что в

ответ на мою реплику “Наполняй звук” моментально происходит улучшение звучания.

*

Наполнение звука и громкость звучания - совершенно разные понятия.

Наполнение звука - это его объемность, достигаемая увеличением объема

полости рта. Это происходит путем условного произношения гласных “а”, “о”, “у” - но

не прибавлением громкости.

Объемным звук может быть при любой динамике, в том числе и при самом

тихом звучании.

Объемность не подменяется громкостью.


Категория: Духовикам | Добавил: Админ (05.10.2009)
Просмотров: 1576 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2019