2.
О дыхании и звуке
По звуку
можно определить возраст музыканта. Стабильный, выразительный,
динамичный
звук - признак профессиональной молодости исполнителя. Если звук
неустойчив,
качается, “разъедаемый” редким или частым вибрато - это
свидетельство
старения музыканта.
При этом
реальный возраст музыканта и его профессиональный возраст,
определяемый
по характеристике звука, не всегда совпадают. Молодой звук может
быть у
зрелого и пожилого музыканта, стареющий - у молодого человека.
Работа
над звуком и постоянная забота о нем могут обеспечить исполнителю
вечную
профессиональную молодость.
*
Дыхание
- источник звучания. Энергия выдоха подобна движению смычка у
скрипача.
*
Когда
в процессе игры, при выдохе, задеваются голосовые связки, это
немедленно
отражается на звуке и его качестве. В звучании, как в радиоприемнике,
возникают
помехи, хрипы и горловые качания.
*
Звук имеет
тенденцию к усилению разрушительных колебаний, превосходящих
выразительное
вибрато. В ежедневной работе над звуком следует этому
противопоставлять
усилия исполнителя, направленные на выравнивание звука,
снятие
“блеющих” и “воющих” колебаний. Этому способствует легкое поддувание щек
при исполнении
звуков большой длительности (целых и половинных).
*
Неопытные
музыканты стараются играть на одном дыхании как можно дольше,
чтобы
достичь большей мелодической связности, и порой даже пропускают
очередной
вдох.
Это глубоко
ошибочный подход. Он не способствует решению задач фразировки,
а кроме
того, сбивает дыхание и скорее утомляет исполнителя.
Надо твердо
знать, что вдох есть пауза, не написанная в нотах. Вдох
производится
за счет сокращения длительности ноты, которая ему предшествует.
Этих цезур
не надо бояться: они делают музыкальную речь более естественной,
расставляя
в ней “знаки препинания”.
*
Любая
мелодия, как и разговорная речь, состоит из отдельных “слов”, фраз,
предложений
и имеет соответственно свою пунктуацию, смысл которой выявляется,
в частности,
дыханием исполнителя.
Важно
логично определить, где место для вдоха и как сделать вдох, не создавая
для себя
несуществующих проблем с дыханием и излишнего напряжения.
*
Исполнительское
дыхание - не поле для рекордов! Объем вдоха зависит от
строения
музыкальной фразы. Он не всегда должен быть максимально глубоким.
Именно
в чередовании разных по объему вдохов заключены работоспособность
трубача
и его профессиональное долголетие.
Ведение
звука - это действие, непосредственно связанное с дыханием. Атака и
дыхание
открывают звук, а дыхание обеспечивает, кроме того, его жизнь во времени.
Как выдыхает
исполнитель, так и звучит его инструмент.
*
Наполнение
звука - важный фактор его качества. Не раз замечал на уроках, что в
ответ
на мою реплику “Наполняй звук” моментально происходит улучшение звучания.
*
Наполнение
звука и громкость звучания - совершенно разные понятия.
Наполнение
звука - это его объемность, достигаемая увеличением объема
полости
рта. Это происходит путем условного произношения гласных “а”, “о”, “у” - но
не прибавлением
громкости.
Объемным
звук может быть при любой динамике, в том числе и при самом
тихом
звучании.
Объемность
не подменяется громкостью.
|