3.
Темпо-ритм и образная сторона музыки.
Трактовка
темпа
Даже
у одаренных музыкантов можно наблюдать ограниченность спектра
темпоритмических
выразительных средств, а также ошибочность трактовки темпа в
связи
с образностью музыки.
Так,
если музыка активная, моторная, исполнение ее непременно идет в
искрометном,
ошеломляюще скором темпе, а медленная музыка обязательно
сентиментальная,
даже порой слезливая.
Но
богатство музыки, ее глубину и образность определяет не только скорость
темпа.
В быстрой музыке, например, больше впечатляет легкость, четкость и ясность
звучания
малых длительностей, в медленной - выразительность и гибкость в
движении
мелодических линий. V человека пять органов чувств. V музыканта с
творческим
воображением - множество оттенков чувств. Среди них: радость, скорбь,
страх,
нежность, негодование, мужество, сомнение, тоска, решительность, жалость,
отчаяние,
упрямство, ирония, бесстрашие, горячность, любопытство, озорство,
наглость,
юмор и т.д.
Эти и
многие другие понятия могут служить исполнителю ориентиром и
“подтекстом”
при трактовке интонаций и настроения музыки.
*
*
А.
Пазовский в книге “Записки дирижера” говорит: “Темп является не целью, а
только
средством музыкально-исполнительского процесса... В понятии о темпе
следует
иметь в виду две его стороны: основной темп произведения или отдельных
его
частей,... т.е. стержневую скорость движения... и изгибы основного темпа, т.е.
многообразные
и весьма тонкие, подчас едва уловимые отклонения в сторону
замедления
или убыстрения, органически входящие в основной темп. Без этой
тончайшей
игры темповыми изгибами исполнение потеряет всю свою
выразительность”.
Это
то, что Пазовский называет “единым темпо-ритмом”, отмечая, что рядом с
автоматичным
движением метронома существует метро-ритм, который дает
исполнению
жизнь.
Как
важны эти представления и нам - трубачам!
О
метрономе
Показатель
метронома - важный ориентир для исполнителя, раскрывающий в
какой-то
мере намерения автора. И хотя он выражен математическим знаком, он не
может
считаться абсолютно незыблемым понятием. При индивидуальной трактовке
музыки
допускается отклонение скорости движения в ту или другую сторону на
несколько
колебаний. И в рамках этого ориентира исполнитель может определить
“свой”
темп.
В
этом смысле можно считать, что определение темпа есть сфера
индивидуальной
трактовки. Она диктуется особенностями инструментальной
природы
исполнителя, его концепцией, но при условии раскрытия авторского
замысла
сочинения.
Метроном,
таким образом - своего рода тренажер, воспитывающий чувство
ритмического
контроля. Он дисциплинирует двигательный аппарат музыканта,
организует
темпо-ритмическую сторону работы над музыкой.
Можно
говорить о зонной природе темповых указаний и о правомерности
исполнительской
интерпретации темпа сообразно индивидуальности и творческой
концепции
музыканта.
*
Часто
музыка, идущая в темпе марша или вальса, не является ни маршем, ни
вальсом,
и трактовать ее в рамках этих жанров - значит упрощать ее содержание.
Особенно
много музыки, близкой к маршу ( = 120), содержится в первых частях
концертов
и сонат классиков. Скажем, у Гайдна или у Гуммеля в первых частях
концертов
указан метроном =112 и 120, то есть близкий: к маршевому темпу. Но
было
бы непростительным заблуждением трактовать сонатное аллегро в духе
марша
и тем более придавать мелодии маршевые акценты.
Чтобы
избежать маршевых ассоциаций, лучше придать музыке танцевальный
или
напевный характер, а для этого слегка модифицировать сам темп: играть эту
музыку
либо немного скорее ( = 132), либо, напротив, медленнее ( = 108). При этом,
разумеется,
все исполнительские приемы и штрихи должны быть направлены на то,
чтобы
выдерживать соответствующий характер - танцевальный либо песенный.
И все
же как часто мы слышим марш вместо концерта Гайдна!
*
Если
неправильно представить себе образ, характер музыкального
произведения,
то легко из Баха сделать Оффенбаха.
*
Музыка
- звучание во времени. Чувство ритма - необходимый фактор контроля
при
отклонении от основного темпа и возвращении к нему обратно.
*
Постоянно
и активно проповедую правило: “Быструю музыку не гнать,
медленную
- не тянуть”.
И что
же? Послушал свои новые записи, сделанные для пластинки
“Романтическая
музыка” и обнаружил, что быстрые эпизоды загнал. Особенно это
заметно
в первой части концерта Бёме. Ошибка вызвана неправильно взятым
(слишком
быстрым) темпом в коде. Это пример того, что мало знать и даже уметь:
надо
еще не терять чувство контроля, управлять эмоциями, не допускать, чтобы
моторность
музыки начинала тебя “заносить”. Именно моторность провоцирует
“накат”
движения -поэтому внимание в таких случаях должно быть направлено на то,
чтобы
сдерживать темп, не допускать его разгона, спешки и суеты. Вместо этого
звучанию
должны быть присущи упругость, пружинистость движения.
В
медленной музыке, наоборот, ритмические эмоции должны предостерегать от
вялости,
тягучести, способных привести к скуке. Даже самый медленный темп,
например
адажио или ларго, требует определенности движения и имеет свою
стержневую
скорость. Чаще всего в медленной музыке ритмическую пассивность
провоцируют
ноты большой длительности - половинные и целые. Потеря счета при
их
исполнении ведет к внутренней аморфности музыки.
*
Состояние
“догоняния” - то есть отставания от основного темпа - влечет за собой
неудобства,
суету, нервозность, мешает контролировать действия исполнительского
аппарата,
осмысливать игровой процесс.
*
Если
в знакомом тексте исполнитель ошибается, останавливается - это
означает,
что у него плохо функционирует ритмическое начало, его воля,
управляющая
двигательным процессом.
Когда
нарушается ритмический контроль, отключается внимание от темпа
музыки,
то останавливаются пальцы: они начинают хаотично двигаться, путаться и
затем
наступает полный “стоп”.
Надо
развивать в себе способность даже при ошибках продолжать играть, не
останавливаться,
не терять нить текста и держать темп музыки.
На
практике заметил, что когда преподаватель громко считает во время игры
ученика,
подсказывая ему темп и этим подменяя его волю - ученик играет увереннее
и
чище. С дирижером легче!
*
Динамические
оттенки не меняют темпа. Знак р не
говорит, что надо играть
медленнее,
a f не
означает более быстрой игры. Перемена нюанса - перемена
всего
лишь краски, но не движения.
Несмотря
на очевидность этой простой истины, на практике мы постоянно
встречаемся
с тем, что изменение громкости звука влечет за собой изменение темпа
движения.
*
Как
подключить внимание исполнителя к темпу произведения перед началом
игры?
Обычно
для этого достаточно мысленно представить себе темп, просто
подумать
о нем. Но если этого мало, перед началом игры надо просчитать пустой
такт
- это и будет означать подключение к темпу.
Особенно
важно это для тех трубачей, которые испытывают затруднение и
задержку
атаки перед началом игры.
*
По-видимому,
существует мышечное ощущение ритма, как существует
мышечное
ощущение слуха.. Можно наблюдать, как при неритмичном исполнении
(особенно
при отставании) у слушателей невольно напрягаются мышцы, они
стараются
чуть ли не жестами повлиять на неритмичную игру. Особенное нервное
напряжение
вызывает неритмичная игра ученика у преподавателя.
*
В
быстрой музыке ощущение сопротивления скорости, некоторое сдерживание
темпа,
в противоположность тенденции к ускорению, создают упругость звучания,
аккумулируют
ритмические эмоции, усиливают впечатление от музыки.
Мои
афоризмы
“Медленная
музыка без движения - мертва”.
“Быстрая
музыка без контроля темпа и ритма, без четкого звучания малых
длительностей
- пуста”.
*
Ритм
- диспетчер музыканта. Он управляет всеми составными частями
двигательного
аппарата музыканта, контролирует течение музыки со всеми
модификациями
основного темпа.
Нет
диспетчера - нет ритма, нет контроля, нет музыки.
|